Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Архимандрит Савва (Тутунов). Архиерей должен быть близок к своему духовенству и к народу

Архимандрит Савва (Тутунов). Архиерей должен быть близок к своему духовенству и к народу
Версия для печати
18 ноября 2016 г. 19:05

20 ноября 2016 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 70 лет. «Церковный вестник» публикует серию материалов, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Кардинальные изменения административно-территориального устройства Церкви ― одно из главных преобразований, прошедших по инициативе и под руководством Святейшего Патриарха Кирилла за последние годы. По состоянию на середину октября общее количество епархий за последние пять лет выросло почти вдвое ― со 159 до 296. Только что образованные кафедры заняли недавно хиротонисанные архиереи, а система церковного управления получила новое, среднее, звено ― митрополии с митрополитами во главе. Несмотря на сравнительно небольшой срок, минувший с начала этих преобразований, их первые результаты уже очевидны. В интервью «Журналу Московской Патриархии» (ноябрь 2016 года) о них рассказывает заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

Новый импульс для местных инициатив

― Ваше Высокопреподобие, как вам кажется, почему несколько лет назад Святейший Патриарх Кирилл решился на разукрупнение епархий? В чем главная причина реформы?

― Идея витала в воздухе, но для ее осуществления необходимы были известная воля и решимость, а также насущная потребность. Подтолкнули же к активным действиям решения Архиерейского Собора 2011 года, который сформулировал множество актуальных задач, важных для развития общинной жизни. Речь шла об увеличении количества действующих храмов, создании системы помощников благочинных и настоятелей, развитии воскресных школ и катехизации на приходах. Довольно быстро стало очевидно: все это невозможно без серьезной реформы административно-территориального управления. Очерченный круг проблем требует от правящего архиерея постоянного внимания, которого в прежней конфигурации просто не хватало. И уже в марте 2011 года оказались разукрупнены три первые епархии: Саранская, Ростовская и Екатеринбургская.

― Насколько успешно в целом идет этот процесс? Можно ли уже говорить о реальных результатах?

― Чем принципиально благословение правящего архиерея на какое-то действие отличается от решения благочинного? На «земле», чего греха таить, привыкли действовать с оглядкой. Да и в будничной работе глаз иногда замыливается, не видит необходимости свежих, новых шагов, которые не так давно поставленному архиерею очевидны. Иногда смотришь и понимаешь: то или иное конкретное новшество вполне можно было бы ввести на уровне благочиния. Но, согласитесь, когда на него благословляет архиерей ― это совсем другое дело. Действующий под эгидой Управления делами Московской Патриархии веб-портал «Приходы» (prichody.ru) сейчас запустил цикл публикаций о новых епархиях. Приведу всего один пример, описанный в этом цикле. В райцентрах Бежецкой епархии (это в Тверской митрополии) к реальному осуществлению социальных церковных проектов решили привлекать учащихся системы среднего профессионального образования ― колледжей, техникумов. Ребята на улицах раздают нуждающимся горячее питание, причем без излишней, как сказали бы в прежние времена, религиозной пропаганды. Можно было это сделать без епископского решения? Наверное. Но ведь не делалось…

Кроме того, отраслевые епархиальные отделы теперь взаимодействуют в новом формате с профильными подразделениями светской власти. В каждой епархии, как известно, действует отдел религиозного образования и катехизации. Выстраивая отношения с областным управлением или республиканским министерством образования, эти отделы, конечно, в идеале должны действовать скоординированно, синхронно. Поэтому вполне разумно, если архиереи митрополии под руководством митрополита «на берегу», еще до встречи со светскими чиновниками, договариваются об общем плане мероприятий. А вот в области храмостроительства или рукоположения клириков епископы, как правило, с митрополитами свои шаги не согласуют, поскольку это не требуется. Митрополит, конечно, может что-то посоветовать (особенно если пребывает на своей кафедре достаточно долго), но окончательное решение все равно останется за правящим архиереем. Заметен успех реформы и в том, что касается взаимодействия церковных иерархов со светскими региональными властями. Появление архиерея в городе ― районном центре ― в корне меняет отношение местных чиновников к нуждам Церкви, к просьбам духовенства, к обсуждению проектов по соработничеству с государством. Общаясь с архиереем, руководитель районного уровня отчетливо понимает: выше его собеседника только Синод и Патриарх. И ему комфортно работать, осознавая, что принятое собеседником решение носит окончательный характер, не потребует дополнительной санкции, которую еще, быть может, придется дожидаться. Как следствие, огромный импульс для развития получили именно местные, региональные, инициативы на стыке церковной и общественной деятельности: в области духовно-нравственного просвещения, работы с молодежью, храмостроительства.

― Но ведь над возглавляющим епархию епископом поставлен митрополит, отвечающий за все происходящее на территории своей митрополии. Разве не так?

― Конечно. Но в каноническом смысле у него нет иерархической власти над другими правящими (а не викарными) архиереями этой митрополии. Справедливости ради надо признать: в некоторых митрополиях это поняли не сразу. В отдельных случаях главы митрополий стремились расширить свои функции за счет излишнего контроля над деятельностью правящих епископов. В других случаях новые архиереи не желали учитывать опытные советы митрополита. Постепенно все тонкости взаимодействия внутри митрополий, в том числе предусматривающие особую координирующую роль митрополита, были урегулированы различными документами высшей церковной власти. Об этом внимательно заботился Святейший Патриарх Кирилл при помощи управляющего делами Мос­ковской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

― В любом случае «старая» епархия, кафедра которой находится в городе ― центре митрополии, вольно или невольно превалирует над новыми. Хотя бы в силу того, что в областном или республиканском центре сосредоточены финансовые потоки всего субъекта Федерации. Как это урегулировать?

― Конечно. Но и подобные моменты возможно регулировать «вручную» ― например, при определении границ новосоздаваемых епархий. Так, при разукрупнении бывали ситуации, когда митрополит Варсонофий лично настаивал на ином начертании границ новых епархий по сравнению с предлагавшимися. Хотел бы напомнить: мы всего лишь на шестом году реформы, и ситуация с теми или иными географическими пределами новых епархий постепенно будет утрясаться. Вот, скажем, сначала в Ярославской митрополии путем выделения из одноименной епархии была образована Рыбинская епархия. И уже позднее, в конце прошлого года, еще одна новая кафедра появилась в Переславле-Залесском. Жизнь не стоит на месте, поэтому некоторые решения, даже такие принципиальные и важные, приходится корректировать.

― Вы упомянули о том, что границы образуемых епархий предлагаются снизу. Но разве их не чертят заранее здесь, в Москве?

― Нет, так было только в самом начале процесса. Сейчас инициативы как по разукрупнению старых епархий, так и по границам новых исходят с мест.

Объехать за год

― Существует ли какой-то общецерковный регламент во взаимоотношениях возглавляющего митрополию митрополита и занимающих епископские кафедры в этой митрополии архиереев?

― Разумеется. Он исчерпывается утвержденным Синодом Положением о митрополии, которое оговаривает основные вопросы подобного взаимодействия. Например, в случае нестроений в митрополии митрополит имеет право докладывать Патриарху об особенностях возникших коллизий. Такие случаи бывали. Но главы митрополий этим своим правом не злоупотребляют, и понятно почему. Если по каждому подобному эпизоду обращаться к священноначалию, возникает вопрос: а почему конфликт нельзя разрешить на месте?

― Каким вам видится оптимальное количество приходов в епархии на современном уровне развития Церкви?

― С высокой трибуны никто никогда какую-либо обязательную цифру не озвучивал. Думаю, это такое число приходов, которые правящий архиерей способен посетить за год. То есть ― конечно, с учетом местной специфики, развитости инфраструктуры и степени освоения территории ― до сотни приходов.

― Как вам кажется, с каким этапом исторического развития и какой именно Поместной Церкви уместно было бы сравнить нынешнюю ситуацию с административно-территориальным делением в Русской Православной Церкви? Что из церковной истории она более всего напоминает?

― Наверное, первое византийское тысячелетие. Напомню: изначально Русская Церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата, а это предусматривало иную систему управления. С обретением сначала автокефалии, а затем и патриаршества наша Церковь ту модель не изменила. Конечно, постепенно, с расширением Российской империи, количество кафедр росло ― от нескольких в самом начале до нескольких десятков накануне революции, но их границы в целом совпадали с административным делением между губерниями. Поэтому нынешняя ситуация с географическим дроблением ― как с количеством епархий, так и с их компактностью ― беспрецедентна для нашей Церкви. В древних Патриархатах Востока средняя епархия традиционно была небольшой, и епископа нередко ставили в каждом значимом городе. Мы сейчас движемся в этом направлении.

«Церковную бюрократию не плодим»

― Можно ли сказать, что реформа уже подошла к решению каких-то задач не только на региональном, но и на общецерковном уровне?

― Разукрупнение епархий физически приближает правящего архиерея к приходам и к возглавляющим их настоятелям. Раньше владыка отвечал за весь регион, притом что некоторые области и республики в составе России так велики, что их только по воздуху и можно облететь. Теперь же епископ нередко сам садится за руль и объезжает вверенную ему территорию. О необходимости добиться этого, кстати, еще на заре преобразований говорил Святейший Патриарх Кирилл. Растет число священников и количество приходов, где Божественная литургия совершается как минимум еженедельно. Это тоже происходит не по каким-то разнарядкам, а в силу естественного процесса. Новопоставленный епископ прибывает в недавно созданную епархию и видит: священнослужителей маловато. Из областного центра эта периферийная территория прежде, быть может, столь хорошо не была заметна, а тут проблема налицо, и владыка приступает к ее разрешению. Опять же занимающий архиерейскую кафедру в районном центре епископ глубже знает вверенную ему территорию, прекрасно понимая, в каких селах необходимо строить новые храмы, а где достаточны регулярные визиты священника.

― Как известно, любая административная реформа в государственном управлении, по крайней мере на первом этапе, приводит к количественному росту чиновничества. Подтверждение этому мы находим и в новейшей истории России. Насколько, по вашим оценкам, вырос управленческий аппарат в Церкви из-за укрупнения епархий?

― Не столь значительно. Для успешной работы епархиальной канцелярии на первых порах обычно достаточно заведующего и секретаря-референта. Также, поскольку образовывается новое юридическое лицо, назначается бухгалтер, который, впрочем, нередко совмещает работу с бухгалтерией кафедрального храма. Как правило, руководителями профильных отделов в новообразованных епархиях назначают настоятелей храмов, которые если и берут в помощники квалифицированных специалистов, то зачисляют их в штат приходской структуры. Гораздо хуже, если новоиспеченные заведующие отделами воспринимают эту свою должность как некий факультатив, седьмое или восьмое по важности послушание. И все же в нынешней ситуации это редкость.

― Отслеживает ли ваше управление, насколько эффективно работают только что созданные епархии? Бывает, что с момента учреждения кафедры в том или ином городе минуло месяцев восемь, а у епархиального управления ни сайта с актуальной информацией, ни заведующих отделами еще нет.

― Мы, конечно, пытаемся отслеживать эту ситуацию, главным образом по епархиальным годовым отчетам. Но эти документы положено представлять через год с момента создания новой епархии. Для регистрации же в государственных органах епархиальному управлению необходимы юридический адрес, расчетный счет, руководитель (то есть правящий архиерей) и главный бухгалтер ― вот, по сути, и все требования светской власти. Но замечу: сайт с обновляемой информацией ― не наш профиль. Эта сфера все же находится в компетенции Отдела по взаимодействию с обществом и СМИ. Точно так же за назначением руководителей епархиальных отделов наблюдают профильные синодальные отделы. Разумеется, бывает, на местах банально не хватает квалифицированных кадров. Но над этим комплексом вопросов не прекращается планомерная, я бы сказал, долгоиграющая работа.

― Раскройте секрет: как подбираются кадры для поставления в архиереи? Ведь сейчас ежегодно архиерейская хиротония совершается над десятками священнослужителей!

― Никакого секрета тут нет. Кадры для поставления во епископы чаще всего предлагают главы митрополий (как вариант ― будущих митрополий). Управляющий делами Московской Пат­риархии встречается с каждым кандидатом и докладывает свое мнение Святейшему Патриарху Кириллу, после чего тот уже сам встречается с кандидатами. На этих этапах многих отсеивают. Окончательный отбор проходит уже на заседаниях Синода, и здесь также идет отсев. Да, процесс поиска кандидатов в епископы нелегкий. Ведь будущий архиерей обязан иметь и опыт административного управления, пусть хотя бы первоначальный, и хорошее образование. Иногда, кстати, достойных представителей «делегирует» и «белое» священство, причем не только вдовые батюшки. Так, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий и его супруга, прожив долгую совместную жизнь, по обоюдному согласию приняли монашество, а затем уже владыка был избран в архиереи. Сейчас его епархия, кстати, на очень хорошем счету.

***

Святейший Патриарх Кирилл: Созидая новые епархии, мы выполняем решения Поместного Собора 1917-1918 годов

Как мы знаем, Русская Церковь до обретения автокефалии была митрополией Константинопольского Патриархата, причем одной из последних митрополий, хотя по размерам была больше, чем весь Константинопольский Патриархат. Когда же Русская митрополия стала автокефальной, ее административное деление сохранилось. У нас не появилось митрополий, подобных тем, что были на Востоке; и деление на епархии было очень крупным. И когда в 1917 году начался Поместный Собор Русской Православной Церкви и был избран Патриарх Тихон, то одной из первых задач, поставленных перед Церковью, стало увеличение количества епархий и создание митрополий. Несомненно, со временем так бы и произошло. Следует отметить, что после 1927 года, когда удалось если не нормализовать положение Церкви, то хотя бы формально легализовать церковное управление, заместитель Патриаршего местоблюстителя, фактический глава нашей Церкви митрополит Сергий (Страгородский) рукоположил такое большое количество архиереев, какого не было даже до революции, и это было не следствием личного волеизъявления владыки Сергия, а осуществлением решений Поместного Собора.

И вот сегодня мы снова обращаемся к этим мудрым решениям Поместного Собора 1917-1918 годов не для того, чтобы ослабить власть архиерея, не для того, чтобы ограничить его материальные возможности, а для того, чтобы вернуться к первоначальному церковному устройству, которое давало архиерею возможность быть действительно близким к своему духовенству и к своему народу. А что значит близким? Это значит, что архиерей должен знать всех своих священников, он должен знать, чем они дышат, какое у них настроение, какое у них положение в семье, какое у них образование. Он должен точно знать, что происходит на каждом приходе: есть ли там какое-то развитие или нет, служит ли священник ревностно или, простите, больше всего о деньгах думает, восстанавливаются храмы или нет, собирается молодежь или нет, совершаются дела благотворительности или нет, издаются приходские издания или нет ― каждый архиерей должен все это знать и видеть (21 августа 2011 г.).

Ориентироваться в новых епархиальных границах помогут атлас, настенная и электронная карта приходов

Максимально полную информацию о приходах и о новом административно-территориальном делении Русской Православной Церкви содержат три новых картографических проекта. Два из них ― атлас и карта «Православная Россия» ― представляют собой полиграфические издания, третий ― электронная карта ― доступен на официальном сайте Московского Патриархата patriarchia.ru.

«По данным Министерства юстиции РФ, Русская Православная Церковь ― наиболее динамично развивающаяся религиозная организация страны, ― рассказывает директор Центра "География религии" при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Роман Силантьев. ― За шесть лет количество ее официально зарегистрированных организаций увеличилось на четверть. Для сравнения: аналогичный прирост у старообрядцев, буддистов, мусульман и верующих Армянской Апостольской Церкви составил лишь пятую часть. Похоже, достигнутый темп роста в ближайшее время сохранится (сейчас доля православных религиозных организаций достигла трех пятых, тогда как полтора десятка лет назад была меньше половины), что как раз и стимулирует создание новых епархий». Все эти изменения административно-территориального устройства отражены в карте и атласе, изданных картографическим информационным центром «ИНКОТЭК». Карта «Православная Россия» ― настенная. Для удобства графического восприятия вся территория страны на ней разделена на федеральные округа. Внутри каждого из них разным цветом показаны митрополии и епархии, а также диаграммы статистического соотношения представителей всех традиционных для России конфессий. Атлас содержит гораздо больше информации. Здесь представлены все храмы в юрисдикции Московского Патриархата на планете. Кроме того, приводятся укрупненные планы городов, где действуют православные церкви. Как карту, так и атлас покупатели могут заказать на сайте изготовившей их компании. Атлас стоит 25 тыс. рублей, карта ― гораздо дешевле, 3 тыс. рублей. Пока что издано всего около сотни экземпляров, но компания обещает допечатывать свою продукцию небольшими партиями по мере поступления заказов.

Электронная карта, наоборот, полностью некоммерческая. Частично ее удалось создать на средства, полученные в рамках международного грантового конкурса «Православная инициатива». При желании прямую динамическую ссылку на карту можно поставить на любом другом сайте при помощи простого скрипта или копирования программного кода. Более того, реализованный интерфейс продукта предполагает его размещение на различных картографических основах (например, на подложках «Яндекс» или «Гугл»). Работающая пока что в режиме бета-версии и уточнения данных, карта аккумулирует информацию о 18,5 тыс. приходов Русской Православной Церкви по всему миру. «Наша задача заключалась в создании сложной системы фильтров, помогающих получать пользователю необходимую информацию о том или ином храме, ― говорит заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. ― Например, можно увидеть все храмы в границах той или иной территории, выделить среди них действующие и строящиеся, а также оборудованные пандусами для инвалидов-колясочников». Кроме того, отдельными кнопками выделена функция «Вокруг меня» с информацией в зоне шестикилометрового радиуса от пользователя, а также текущая ситуация с автомобильными пробками, построение маршрута до цели и время в пути (причем как на автомобиле, так и пешком).

Материал подготовил Дмитрий Анохин

Патриархия.ru